ГЛОССАРИЙ (краткий справочник терминов АЙКИДО) |
Атаки |
ШОМЕНУЧИ | Прямой удар "рука - меч" в голову |
ЕКОМЕНУЧИ | Удар "рука - меч" сбоку |
ЦУКИ (чуданцуки, мунэцуки, дзеданцуки) | Прямой удар кулаком (в средний уровень, вниз, в голову) |
КАТАТЭДОРИ | Захват разноимённой руки за запястье |
АЙХАНМИ КАТАТЭДОРИ (косадори) | Захват одноимённой руки за запястье |
КАТАДОРИ | Захват за плечо |
МУНЭДОРИ | Захват за отворот одежды спереди |
ХИДЗИДОРИ | Захват за локоть |
РЭТЭДОРИ | Захват за обе руки |
КАТАТЭРЕТЭДОРИ (моротэдори) | Захват руки двумя руками |
РЕКАТАДОРИ | Захват за два плеча |
КАТАДОРИ - ШОМЕНУЧИ | Захват за плечо с ударом "рука - меч" спереди |
УШИРО - РЕТЭДОРИ | Захват сзади за запястье двух рук |
УШИРО - РЕКАТАДОРИ | Обхват плеч сзади |
УШИРО - РЕХИДЗИДОРИ | Захват сзади за локти |
УШИРО - ТЭКУБИДОРИ (рубишимэ) | Захват сзади за руки и обхват шеи |
УШИРО - ЭРИДОРИ | Захват ворота сзади |
Техника |
А. КАТАМЭ ВАДЗА(приёмы удержания) |
ИККЕ - ОСАЭ (удэ - осаэ) | Первый контроль и метод выведения из равновесия и удержание воздействием на локтевой сустав |
НИКЕ - ОСАЭ (котэмаваси) | Второй контроль. Сгибание запястья внутрь и локтя в естественном направлении |
САНКЕ - ОСАЭ (котэхинери) | Третий контроль. Скручивание запястья винтообразным движением и его обездвиживание |
ЕНКЕ - ОСАЭ (тэкуби - осаэ) | Четвёртый контроль. Метод удержания, давлением на болевую точку на внутренней стороне запястья |
ГОКЕ - ОСАЭ (удэ-нобаси, удэ-хисиги, хидзи-дзимэ) | Пятый контроль. Сгибание локтевого сустава в, противоестесственном направлении |
Б. НАГЭ ВАДЗА(броски) |
ДЗЮДЗИГАРАМИ | Бросок с использованием скрещивания рук партнёра |
ИРИМИНАГЭ | Бросок с использованием вращения вокруг центра тяжести партнёра |
КАЙТЕННАГЭ | Круговой бросок в вертикальной плоскости |
КОКЮ - ХО | Упражнение на концентрацию дыхания |
КОКЮНАГЭ | Группа приёмов с использованием концентрации дыхания |
КОТЭГАЕШИ | Бросок с использованием воздействия на запястье |
КОШИНАГЭ | Бросок через бедро |
СОКУМЭН - ИРИМИНАГЭ | Бросок с использованием встречного движения партнёра |
ТЕНЧИНАГЭ | Бросок "Земля - небо", с движением рук в обхват корпуса по диагонали |
УДЭКИМАНАГЭ | Бросок с подставкой опоры (руки) под мышку партнёра |
ШИХОНАГЭ | Бросок "в четырёх направлениях" |
Техника исполнения |
ДЗИЮ - ВАДЗА | Исполнение технических приёмов в свободном стиле |
КАКАРИ - ГЭЙКО | Техника защиты от нескольких противников, атакующих одновременно |
КАНСЭЦУ - ВАДЗА | Приёмы с использованием воздействия на суставы рук |
КАТАМЭ - ВАДЗА (осаэ - вадза) | Приёмы удержания |
КАЭШИ - ВАДЗА | Техника контрприёмов |
НАГЭ - ВАДЗА | Техника бросков |
СУВАРИ - ВАДЗА | Приёмы, исполняемые в стойках на коленях |
ТАЧИ - ВАДЗА | Приёмы, исполняемые в высоких стойках |
ТАНТО - ДОРИ | Техника защиты от ножа |
ТЭ - ВАДЗА | Техника защиты против вооружённого партнёра |
УШИРО - ВАДЗА | Техника защиты от атак сзади |
ХАНТАТИ - ВАДЗА | Приёмы, выполняемые на коленях против стоящего противника |
ХИДЗИ - ОСАЭ - ВАДЗА | Приёмы контроля локтя партнёра |
Терминология |
АЙ | Единство; гармония; координация |
АЙКИДЗЮЦУ | Старинный вид борьбы без оружия предшественник АЙКИДО |
АЙКИДО | Буквально "Путь гармонии с энергией КИ" |
АЙКИДОКА (европейск.) АЙКИДЗИН (японск.) | Практикующий АЙКИДО |
АЙХАНМИ | Позиция, при которых партнёры находятся в одноимённых стойках |
АТЭМИ | Любое отвлекающее действие (обычно удар) |
АШИ | Нога; ступня; шаг |
АШИ - ШИБУМИ | Передвижение по ТАТАМИ |
АЮМИ - АШИ | Передвижение попеременным шагом |
БО | Палка длиной около 2 м |
БО - ДЗЮЦУ | Вид борьбы с использованием палки |
БО - КАТА | Формальный технический комплекс с использованием палки |
БОКУТО | Общее название деревянного меча |
БОККЭН | Деревянный меч (меч также: КАТАНА СУБУРИ-НО, ВАКИДЗАСИ, ОДАТИ, СИНАИ) |
БУ - ДЗЮЦУ (бу - гэй) | Комплекс воинских (боевых) искусств в средневековой Японии |
БУДО | Комплекс воинских (боевых) искусств современной Японии |
ГО - НО - СЭН | Опережение для перехвата инициативы |
ГЭДАН КАМАЭ | Стойка с опущенными вниз руками |
КЭЙКОГИ (доги) | Форма (костюм) для тренировок |
ГЯКУ | Приемы, использующие сгибание суставов в противоестественном направлении |
ГЯКУХАНМИ | Позиция, в которой партнёры находятся в разноимённых стойках |
ДАН | Классификация, мастерская степень обладателя чёрного пояса |
ДЗАНШИН - КАМАЭ | Позиция (стойка) исполняющего, в момент завершения технического действия, при сохранении полного представления об окружающей обстановке |
ДЗЕ | Палка длиной 1.28 м |
ДЗЕДАН - КАМАЭ | Стойка с поднятыми на уровень головы руками |
ДЗОРИ | Японская национальная обувь - сандалии |
СЮМАЦУ - ДОСА | "Проникающее" движение |
ДЗЮН | Приёмы, использующие сгибание суставов в естественном направлении |
ДО | Буквально: "Путь"; образ жизни и мышления, подразумевающий соблюдение определённых этических и моральных норм, и направленный на самосовершенствование личности |
ДОДЗЕ | Буквально: "Место для постижения Пути"; специализированный тренировочный зал (для медитации и упражнений) |
ИККАДЗЕ | Очерёдность приёмов в АЙКИДО |
ИРИМИ | Бесконфликтный способ взаимодействия с КИ противника, при котором используется приём прямолинейного вхождения в движение противника |
ЕКОМЭН (сокумэн) | Сторона; бок |
КАЙТЭН | Колесо, круг |
КАМАЭ | Стойка. Термин, используемый в БУДО |
КАТА | Плечо-Формальный комплекс технических действий |
КАКАТЭ | Рука |
КИ | "Дух", "дыхание", жизненная энергия |
КИХОН - ДОСА | Раздел основных (базовых) движений в АЙКИДО |
КОКЮ | Дословно - "вдох-выдох", т.е. дыхание- "Излучение", "изливание" КИ при исполнении приёмов КОКЮ - НАГЭ |
КЭЙКОГИ | Одежда для тренировок (куртка, штаны и пояс) |
КЮ | Классификация, ученическая степень до получения чёрного пояса |
МААЙ | Пространственная и временная дистанция между партнёрами |
МАРУЙ | Круговое, циркульное движение |
МИГИ ХАНМИ | Правосторонняя стойка |
МОЧИ | Захват |
МУНЭ | Грудь, отвороты одежды |
НАГЭ | Бросок |
ОБИ | Пояс |
ОМОТЭ | (В сочетании) исполнение технических приёмов методом ИРИМИ |
РЭЙ (рицу-рэй) | Ритуальный поклон |
РЕТЭ | (В сочетании) две руки |
СЕЙДЗА | Положение сидя на коленях |
СЭЙКА ТАЙДЭН | Центр сосредоточения жизненной энергии |
СИККО | Передвижение на коленях |
СИХАН | Старший начальник в школе, глава школы |
СУРИ - АШИ | Передвижение скользящим шагом |
СЭМПАЙ | Старший ученик, помощник учителя |
СЭНСЭЙ | Учитель, мастер |
СЮМАЦУ - ДОСА | "Фиксирующее движение" в АЙКИДО |
ТАТАМИ | Японское национальное напольное покрытие; тренировочное покрытие в ДОДЗЕ |
ТОРИ | Защищающийся, применяющий технику АЙКИДО (побеждающий в учебной схватке) |
ТЭГАТАНА | Внешнее ребро ладони ("рука - меч") |
ТЭНКАН | Поворот, движение корпуса вокруг своей оси |
УКЭ | Проигрывающий в учебной схватке (атакующий в АЙКИДО) |
УКЭМИ | Искусство падения, страховка |
УРА | (В сочетании) исполнение технических приёмов методом ТЭНКАН |
УЧИ | Любой удар, не попадающий в категорию ЦУКИ |
ХАКАМА | Широкие штаны - юбка (обычно чёрного цвета), одеваемые на КЭЙКОГИ. (Разрешено носить мужчинам с 1 ДАНА, женщинам - с 3 КЮ) |
ХАНМИ | Любое положение корпуса вполоборота к направлению движения |
ХАППО - УНДО | "Излучение" КИ, передвижение в восьми направлениях |
ХИДАРИ ХАНМИ | Левосторонняя стойка |
ЦУГИ АШИ | Передвижение последовательным шагом в одной стойке, подтягиванием одной ноги вслед за другой |
ЧУДАН КАМАЭ | Стойка с положением рук на уровне пупка |
ШОМЭН | Лицо, перед; лицевая сторона зала |
Числительные |
ИТИ | Один |
НИ | Два |
САН | Три |
ШИ (ЕН) | Четыре |
ГО | Пять |
РОКУ | Шесть |
СИТИ (НАНА) | Семь |
ХАТИ | Восемь |
КЮ | Девять |
ДЗЮ | Десять |
ДЗЮИТИ | Одиннадцать |
НИДЗЮ | Двадцать |
НИДЗЮИТИ | Двадцать один |
ЕНДЗЮ | Сорок |
НАНАДЗЮ | Семьдесят |
ХЯКУ | Сто |