.
- Почему сегодня не проводятся специальные тренировки для сэнсэев уровня 6-8 Дана? (Вероятно, единственная возможность для этого предоставлятеся на Конгрессах МФА?)
- В айкидо нет специальной техники для шестых или седьмых Данов, не бывает так, чтобы мастера уровня седьмого Дана не знали техники или секретов мастерства уровня восьмого Дана. Поэтому нет необходимости проводить специальные тренировки для мастеров высокой квалификации. Если бы и проводились какие-то курсы повышения квалификации, они были бы открыты для всех желающих.
- На основании какого принципа Хомбу Додзё отбирает сейчас ути-дэси? Какие требования предъявляются к кандидатам? (Например, были ли случаи, чтобы ученику было отказано в зачислении в ути-дэси по причине некоторых черт его характера?)
- Сразу хотелось бы отметить, что довоенная система ути-дэси в настоящее время не существует. Просто среди сидоинов (официальных инструкторов) Фонда АЙКИКАЙ есть молодые люди, которые в течение трех-пяти лет живут в Хомбу Додзё — тренируются, спят, охраняют помещение. Другие ученики, те, кто просто приходит на тренировки, называют их "ути-дэси". Однако в действительности такого статуса сейчас не существует, должность этих учеников — "сидоин". Термин "ути-дэси" с самого начала не был официальным.
Что касается кандидатов в инструкторы, главным условием для них является рекомендация от курирующего сэнсэя. Впрочем, это не значит, что кто угодно и когда угодно может стать сидоином. К тому же при наборе инструкторов необходимо учитывать и материальные ограничения, связанные с необходимостью выплаты им зарплаты. Таким образом, при приеме каждого нового инструктора учитывается целый ряд обстоятельств.
В прошлом термином "ути-дэси" назывались ученики, которые жили в доме Основателя, ели за его столом, помогали по хозяйству, вместе с ним тренировались и были связаны с ним долгом благодарности. В отличие от них сидоины живут в Хомбу Додзё, а не в семье Уэсиба, и получают заработную плату.
- Существуют ли специальная методика обучения профессиональных инструкторов (сидоинов) в Хомбу Додзё? Как оценивается рост уровня мастерства молодых инструкторов?
- Специальной программы не существует. Но в Хомбу Додзё есть множество разных учителей, и молодые инструкторы стараются как можно больше посещать их тренировки и параллельно с изучением приемов стремятся развивать свое сознание, получать не только технические советы, но и рекомендации общего характера. Таким образом, молодой инструктор не только развивается в техническом отношении, но и растет как личность.
Инструкторский состав Хомбу Додзё включает сиханов (выше 6 Дана) и сидоинов (до 5 Дана). Оценка развития молодых инструкторов происходит постоянно, в процессе ежедневного наблюдения за ними. Они проживают в Хомбу Додзё приблизительно по 3 года и стараются интенсивно тренироваться до 30 лет. После 30 лет они уже занимают определенное положение в штате инструкторов Хомбу Додзё, проводят свои тренировки и совершенствование их мастерства происходит уже в несколько иной форме.
К тому же, каждый из инструкторов имеет существенные индивидуальные особенности. Есть люди крупные и невысокие, сильные и не очень, мягкие и жесткие, все схватывающие на лету и медлительные — состав очень разнообразен, и это естественно. Но все они каждое утро непременно присутствуют у меня на тренировке, и я могу лично видеть, как идет их развитие.
- Сегодня в Хомбу Додзё работает всего одна женщина-инструктор. С чем это связано? Есть ли какие-нибудь ограничения для женщин, желающих стать инструкторами?
- Никаких ограничений нет, просто так сложилось. Если есть желающие, мы рассмотрим заявления в обычном порядке.
- На сегодня контакты между сиханами, различными организациями айкидо, различными додзё даже внутри АЙКИКАЙ не всегда хорошо развиты. Что, по Вашему мнению, Вы как Досю можете сделать для укрепления единства и развития взаимопонимания внутри АЙКИКАЙ?
- Свою роль как Досю я вижу в том, чтобы указывать единый путь развития посредством практических занятий и призывать остальных следовать ему. Поскольку все мы принадлежим к АЙКИКАЙ, было бы неприятно, если бы различия во мнениях вели к ухудшению взаимоотношений, и я надеюсь, что мы сможем посмотреть на ситуацию в целом и осознать, что единство, а не раздробленность, сделает нас сильнее. Моя работа, как я считаю, состоит в том, чтобы в ходе повседневных тренировок заставлять людей задуматься о важности взаимопонимания и гармонии духа. Конечно, часто возникают противоречия как между отдельными личностями, так и между группами, в Японии и за ее пределами. Но поскольку в основе наших отношений лежит айкидо, которое все мы с любовью изучаем, хотелось бы, чтобы все мы задумались о том, как нам сохранить великолепие айкидо и передать его будущим поколениям, и все встали на путь единения и сотрудничества.
- Ваш сын регулярно занимается айкидо. Как Вы думаете, настолько ли он увлечен айкидо, чтобы посвятить ему всю жизнь, как Вы и Ваш отец?
- Лучше всего, конечно, спросить его самого: Айкидо сейчас развито гораздо лучше, чем когда я был ребенком. Основатель, Досю Киссёмару, затем я — поэтапное развитие айкидо происходит у сына на глазах. Возможно, имея перед собой эти примеры, сын и сам почувствует ответственность и желание самому заниматься айкидо.
29 ноября 2001г., Токио, Япония
Перевод с японского: Штык Оксана, Щукина Елена
* О-Сэнсэй изучал искусство дайто-рю дзю-дзюцу в 1915-1916 гг. под руководством Сокаку Такэды, и "этот опыт сильно повлиял на формирование айкидо" (из книги К.Уэсибы "Айкидо").